ВЫСОКО РОЖДЕННЫЙ КАМЕНЬ
J&W Russia Есть камни, тайну которых невозможно разгадать, даже если заниматься ими всю жизнь. И есть люди, готовые посвятить свою жизнь попыткам разгадать эту тайну. Владислав Яворский влюблен в шпинель – камень не менее драгоценный, чем признанные «лидеры», и уж точно не менее прекрасный.
В Алмазном фонде хранится Корона Российской Империи. Она была создана некогда итальянским ювелиром Жереми Позье ( по-свойски называемым здесь Еремеем Петровичем) по заказу Екатерины II. Сложность заказа заключалась в том, чтобы общий вес короны, олицетворяющей величие российской монархии и богатство страны, был не более 2 кг.
Для выполнения важного заказа Позье были предоставлены лучшие материалы. Его выбор пал на белый индийский жемчуг, подчеркивающий блеск бриллиантов, которыми была щедро усыпана корона.
Венчать все это было суждено большой кроваво-красной шпинели, которую по незнании долгое время считали рубином. Камень был привезен русским послом в Пекине специально для царя Алексея Михайловича. Посол купил его у одного из высокопоставленных китайских чиновников. Тогда такие камни в Китае было запрещено продавать иностранцам – они должны были принадлежать императору. Поэтому посол не нашел никакого другого выхода, как вывезти его тайно.
С тех пор как этот минерал изучают эксперты геммологи, оказалось, что шпинели сверкают во многих сокровищах и исторических регалиях мира. Хотя раньше их путали с рубинами, и с турмалинами, и даже с гранатами.
Благородная шпинель- не вольно-политическое название минерала, а общепринятый термин. Свое название этот камень получил по остроконечной октаэдрической форме.(от лат. Spinel – шип). По другой версии его название произошло от греческого спинтес – искра, из-за блеска и игры камня.
Шпинель встречается самых разных цветов, хотя этому камню свойственны даже не цвета, а оттенки. От коричневато-красного, сине-голубого и лилового до темно-зеленого и серого. Но наиболее ценной в ювелирном мире принято считать ту самую, кроваво-красную шпинель. Ее почти невозможно встретить большого размера, поэтому крупные экземпляры удостаивались чести украшать королевские регалии.
Редкость шпинели еще и в том, что исключительно трудно найти два камня одинакового цвета. В отличие от многих других драгоценных камней, шпинель не подвергают облагораживанию. Ничто не в состоянии улучшить ее качество – ни радиация, ни высокая температура. Этот камень самодостаточен и прекрасен таким, каким его создала природа.
Шпинель нередко водится по соседству с рубинами. Наверное, именно поэтому эти камни часто путали. 95% шпинели идет из Бирмы. В Таджикистане есть только розовая, зато большой каратности и высокого качества. Также шпинели есть во Вьетнаме и в Таиланде. Еще двадцать лет назад шпинель была довольно недорогим камнем. С тех пор она сильно подорожала. Некоторое время назад камень весом 7,03 карата фиолетово-винного цвета ушел за 62.000 швейцарских франков на Sotheby’s в Женеве.
Ну а теперь вернемся к Владиславу Яворскому – признанному знатоку и коллекционеру шпинелей и других редких камней, поставщику крупных ювелирных домов.
Вместо того чтобы пойти служить в армию, Влад поехал на Памир, где на горе Лал с IX в добывали камень, который называли «бадахшанским лалом». Здесь же Влад, по его словам, и «увидел в красном камне поразительное сверкание синих блесток и не смог забыть этой находки». С тех пор, загоревшись желанием собрать собственную коллекцию камней, он начал ездить по миру, посещать месторождения, что дается , по его словам, ему очень непросто. Для того чтобы найти нужный ему камень, Владислав готов пренебречь любыми бытовыми удобствами, сорваться с места и поехать на «охоту». Например, во время поездки в Африку, оказалось, что там нет ничего кроме местного пива. «Вот и пьешь его, - вспоминает Влад, - ешь фисташки четыре-пять дней. Воду пить опасно, она грязная. И вот тебе, ошалевшему, приносят камень, говорят- 100.000$. Это много. Но ты его покупаешь».
Для успешной «охоты» Яворскому приходится быть спортсменом, и психологом, и просто уметь дружить. Он рассказывает, что однажды прилетел на Памир с полным рюкзаком черешни, шел 18 км пешком в гору, чтобы угостить жителей местной деревни. Они никогда не видели черешни и так растрогались, что показали, где копать.
Любой человек, увидевший горсть необработанных камней, будет разочарован. Они ничем не напоминают сверкающие сокровища, которые мы видим в ювелирных украшениях. Яворский умеет разглядеть в камне будущее совершенство.
«Мне часто говорят: дизайн ваших украшений очень лаконичный и простой, - улыбается Влад. – Конечно, ведь я хочу показать камень так, чтобы он стоил того, что за него заплачено. У нас оправа легкая, но делается она три месяца. А дизайнерские «навороты» можно на компьютере и за пять минут сделать».
Создав марку IVY (Inspired by Vlad Yavorskyy), Яворский от продажи камней перешел к собственным ювелирным коллекциям, чтобы доказать - красивый камень нуждается лишь в оправе, которая ему не будет мешать. Не то же ли самое говорят о красивой женщине?
Евгений Глаголeв
Follow Us